Руководитель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин — о судьбе Исаакиевского собора, либералах и безбожниках.
Два года назад митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Анатолий Судаков) обратился к губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко с просьбой передать Исаакиевский собор Русской Православной Церкви. 10 января чиновник дал добро. А потом начались акции протеста. На Марсовом поле собрались почти 2 тысячи несогласных с этим решением. Страсти кипят до сих пор. Бывший ректор Саранского духовного училища Александр Пелин с 2015 года возглавляет отдел по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. Он уверен в том, что нынешний конфликт разжигают «либерально настроенные представители оппозиционных партий, которые пытаются стать более популярными», а музейное сообщество «хочет продолжать наживаться на религиозной собственности». О том, как изменится деятельность собора, о разнице между мордовским и питерским настроениями и опасности воинствующего атеизма протоиерей Александр Пелин рассказал Анне Оправхат.
«С»: Митрополит Варсонофий почти 25 лет руководил Саранской и Мордовской епархией, теперь является митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Вы сами тоже всего два года назад уехали из региона-13. Отличается ли духовный настрой жителей Саранска и Северной столицы?
— Да. Люди в моем родном Саранске совсем другие, чем в Северной столице. Они более спокойные, сплоченные и доброжелательные. В Питере очень развита либеральная парадигма, схожая с той, которая была в 1990-е годы. Петербуржцы привыкли к тому, что нелицеприятные высказывания — это норма, и постоянно находятся в каких-то конфликтах. Приходится как-то разбираться с этим всем. Что касается владыки Варсонофия, то у меня сложились с ним теплые, доверительные отношения. Работать с ним в одной команде — большая честь. Душой владыка, конечно, привязан к Мордовии. Но служить Богу мы рады в любом месте.
«С»: Кто же является инициатором шума вокруг Исаакиевского собора?
— Это незначительная часть представителей либерально настроенной общественности. Хотя даже общественностью их назвать трудно, скорее, это либеральная тусовка. На фоне передачи Исаакиевского собора появилось много политических подтасовок. Появляются публикации, не соответствующие действительности. Эти журналисты пытаются настроить людей против РПЦ. Даже голосование по поводу передачи собора, которое показало, что якобы около 200 тысяч петербуржцев выступают против, проведено не на российском, а на американском сайте, чтобы нельзя было проверить количество накруток. Если бы голосование проводилось на сайте «Российская общественная инициатива», результат был бы другим. Эти «защитники» пытаются раздуть конфликт на пустом месте. Мы же призываем к единению и спокойствию.
«С»: В чем заключается выгода ваших оппонентов?
— Некоторые представители оппозиционных партий просто пытаются сделать себе пиар за счет этого вопроса. Музейное же сообщество печется о наживе. В последнее время в соборе проводилось много экскурсий для иностранных туристов. Толпы китайцев и японцев входили в священный храм, как в обычный музей. Ни о какой духовной составляющей там и речи не шло, им рассказывали лишь о том, кто и когда построил данное здание. На всем этом зарабатывалось до 700 миллионов рублей, и только 10% из них тратилось на реставрацию. Теперь противники передачи собора РПЦ заявляют, что городская казна лишится существенной доли финансов. Но и это вранье.
«С»: Почему же церковь просит передать ей собор?
— Исаакиевский собор — это храм Божий, предназначенный для богослужений. Если во всех храмах Петербурга вечерняя служба начинается в 18.00, то в Исаакиевском — в 16.00, и работающие люди не могут на нее попасть. Каждую среду у сотрудников выходной, собор закрывается, и никто не думает о том, что в этот день может быть какой-то православный праздник. Если храм перейдет в распоряжение церкви уже в этом году, есть вероятность, что это место станет центром больших религиозных торжеств в Санкт-Петербурге, связанных с темой примирения. Исаакиевский собор — особое место, связанное со становлением Российской империи. Именно здесь начались революционные потрясения в 1917 году, когда многие священнослужители были безвинно репрессированы. Чуть позже новая власть сделала в соборе антирелигиозный музей. Коммунистические лидеры пытались заместить религию политической доктриной, пропагандируя атеизм и безбожие. Сегодня парадигма существенно другая. Люди возвращаются к духовным смыслам и ценностям, которые содержатся в православной вере. Это же нонсенс, когда храм находится в плену коммерсантов, которые именуют себя музейными работниками и просто зарабатывают деньги на эксплуатации здания! Недавно беседовал с руководителем Санкт-Петербургской еврейской общины Марком Грубаргом, он признался, что поддерживает нашу инициативу, поскольку безбожники не должны наживаться на религиозной собственности.
«С»: Ваши противники пекутся о судьбе 400 сотрудников музея-памятника…
— Когда закрываются крупные предприятия, никто почему-то не устраивает митинги протеста. Недавно, например, руководство московского метрополитена объявило о сокращении дежурных на эскалаторе. И это не 400 человек, а несколько тысяч! Где протестная демонстрация?! И потом, директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров просто искусственно раздул штат. Еще пару лет назад у него числилось всего 200 служащих. Откуда взялись еще 200 душ — непонятно! Могу сказать, что основным специалистам предложили остаться и войти в создаваемую структуру по обслуживанию собора.
«С»: Как теперь будет работать эта новая структура?
— Вход в собор сделают бесплатным, попасть туда сможет любой желающий. Но некоторые экскурсии останутся платными. Кроме того, люди смогут вносить добровольные пожертвования. Этих денег вполне хватит, чтобы поддерживать храм в надлежащем виде. Экскурсоводы будут не только рассказывать посетителям об истории постройки, но и разъяснять основные принципы православия, просвещать их духовно. Всю работу организуют с учетом графика богослужений. Также каждый гость будет должен соблюдать традиции. Считаю, что в такое место нужно входить в соответствующей одежде, как происходит во всех остальных храмах и соборах мира.
«С»: Когда же утихнут все споры?
— Это должна решить спецкомиссия, в которую войдут и представители музейного сообщества. Структура хозяйствования определится с учетом мнения епархии. Когда это произойдет — сказать сложно. Надеюсь, что в ближайшее время. Я хочу верить, что политические интриги уйдут на второй план и представители музейной общественности, реально озабоченные сохранностью храма, и священнослужители создадут прочный союз и дадут пример достойного сотрудничества на ниве духовного возрождения России.