Далее статья Николая Митрохина. (Николай Митрохин - старший научный сотрудник университета Восточной Финляндии, автор книги «РПЦ: современное состояние и актуальные проблемы», специалист по православию в Украине).
Пишет Николай Митрохин: "Итак, ошибка первая: митрополит Онуфрий приехав в Киев из Черновцов, продолжает тот стиль правления, который он ранее там проводил. А именно: одинокий, умный человек сидит в своей резиденции, разные люди идут к нему на поклон, а он умело решает их проблемы к своей (и епархии) выгоде. Однако Киев – не Черновцы, куда он, как бывший иподиакон патриарха Пимена, мягко спланировал из Москвы через Почаев. Если в Черновцах он был человеком «столичного» уровня, одним из очень немногих, то в Киеве таких «разводящих» хватает. Таким образом прежняя стратегия явно не работает, но при этом не исправляется.
Ошибка вторая: митрополит Онуфрий хочет стать патриархом Московским. Или во всяком случае критически значимое количество людей думает, что это так. В Москве во всяком случае об этом говорят минимум с 2010 г., о чём свидетельствует взломанная переписка Кирилла Фролова. Действия митрополита Онуфрия на посту главы УПЦ также позволяют говорить о том, что он не хочет ничем раздражать Москву, но и не стремится проводить линию патриарха Кирилла (что в его случае было бы а) политическим самоубийством, б) нарушением собственных вероучительных установок о которых ниже). Если это в целом так, то интересы УПЦ для него менее важны, чем личные амбиции.
А возможности для манипулирования им из Москвы довольно высоки. По этой причине многие действия митрополита Онуфрия обсуждаются и понимаются в следующем диапазоне: он понял, что патриархом ему не стать («украинца» не выберут) – а стало быть начал делать «проукраинские» знаки; или он понял, что он всё равно остаётся в обойме кандидатов, поскольку при навязываемом выборе между Илларионом и Тихоном (наиболее обсуждаемым кандидатами в качестве приемника Кирилла) действительно выглядит предпочтительнее обоих, а стало быть начал делать промосковские жесты.
Ошибка третья: Как бы то ни было, митрополит Онуфрий за четыре года руководства церковью ни разу не продемонстрировал украинскому государству и обществу причастность УПЦ и её руководства к национально значимым темам. Лишний раз послужить лично в память жертв голодомора, политических репрессий или годовщины УНР митрополит Онуфрий, вероятно, мог бы без всякого конфликта с Москвой и уж тем более собственной паствой. Но не делает. Вместо этого украинский политический класс помнит его речь 2008 г.: «»Голодомор – это было вразумление, усмирение со стороны Господа нашей гордыни, которая восстала против себя самого, против бытия человека. Есть такое украинское выражение, немного вульгарное – катюзi по заслузi. Мы получили то, что заслужили».»
Ошибка четвертая: митрополит Онуфрий приехав в Киев и заняв позицию «над конфликтом» и «вне мира», или говоря на церковном диалекте, «молитвенника» – мог бы вполне в ней преуспеть на фоне беспристанного кипения украинской политики, которая периодически возвращается на круги своя. Однако он совершил ряд кадровых решений и действий, которые являлись явно (церковно-)политически ангажированными. Самая очевидная из них – отстранение группы проукраинских церковных либералов во главе с главой синодального информационно-просветительского отдела протоиереем Георгием Коваленко и бывшим главой ОВЦС УПЦ архимандритом Кириллом (Говоруном).
Ранее они связывали руководство УПЦ с украинским проевропейским обществом, киевской интеллигенцией и своим существованием и контактами давали понять, что в УПЦ не так всё плохо и мнение патриотов и «Майдана» она так или иначе учитывает. Теперь, будучи отстраненными они (и их куда более радикальные сторонники) превратились в активных противников УПЦ, действующих в рядах церкви и дающих государству и обществу и внешним силам надежду (абсолютно иллюзорную) на откол значительной части УПЦ. Таким образом УПЦ с их уходом потеряла очень много как в информационной, так и в политической сфере, не приобретя ничего взаимен.
Ошибка пятая: оставление в статусе митрополита без кафедры фаворита бывшего главы УПЦ – митрополита Александра (Драбинко). Его надо было либо «купить» – назначив на крупную и достаточно проблемную, но твердо «промосковскую» кафедру (типа Луганской, Николаевской или Черниговской), либо отправить за штат и под запрет (поводов для того много). Но оставлять амбициозного и озлобленного игрока в столице играть в «альтернативного главу УПЦ» (а именно в этом качестве его воспринимает значительная часть украинского политического класса) было полным недоразумением. В результате митрополит Александр формально возглавляет движение за воссоединение части УПЦ с новым автокефальным церковным проектом – УППЦ или ЕПУПЦ.
Ошибка шестая: демонстративная поддержка оказанная митрополитом Онуфрием своему старому другу и соратнику архиепископу Лонгину (Жару) в его гиперконсервативной церковно-политической активности, в частности в проведении «альтернативного Вселенского собора» с православными радикалами со всей Европы. Мода на подобный фундаментализм даже в РПЦ закончилась в начале 2000-х. Понятно, что владыка Лонгин своеобразное «альтер-эго» Онуфрия (как протоиерей Всеволод Чаплин – патриарха Кирилла), но довольно странно, когда в сложной церковно-политической ситуации «альтер-эго» начинает публично буянить, переводя своего патрона из разряда людей потенциально-договороспособных в разряд «невменяемых». А именно так широкий круг сочувствующих УПЦ образованных людей оценил не столько активность архиепископа Лонгина, сколько покровительство ему Онуфрия.
Ошибка седьмая: ещё одним поступком перечеркнувшим «молитвенную» позицию стала публичная дружба митрополита Онуфрия и других руководителей УПЦ с олигархом Вадимом Новинским. Как известно, он был поставлен «смотрящим» от Януковича за УПЦ и получил известное гневное определение действующего президента за эту деятельность. Вместо того, чтобы списать на его дурное влияние всю поддержку гласную и негласную, которую УПЦ так или иначе оказывала прежнему режиму и открыть ворота для сотрудничества с олигархами нового режима (тем же Порошенко – который, ранее, как известно, ходил в стихаре УПЦ), митрополит Онуфрий позволил увязать себя и УПЦ с Новинским – и партией «Регионов». Причём если раньше дружба с «регионалами» была отношениями с ведущей политической партией страны, то сейчас это превратилось в отношения с политическим меньшинством, которое вряд ли получит 10% мест в Раде. Новинский в этой истории приобретал много – УПЦ – почти ничего. Для Порошенко же и других прозападных политиков подобная дружба позволяет записать всю УПЦ в пророссийский и враждебный политический лагерь. А врагов в политике принято уничтожать.
Ошибка восьмая: став во главе УПЦ митрополит Онуфрий во внутриукраинских церковно-политических раскладах получил позицию «терпилы». Т.е. человека пассивно пережидающего волну критики и нападок. Никаких попыток сломать чужой сценарий он не предпринимает, по всей видимости, лично глубоко презирая оппонентов. Меж тем, между УПЦ КП, УАПЦ и РПЦ отношения существовали и переговоры продолжались, о чём свидетельствует хотя бы письмо патриарха Филарета к Архиерейскому собору РПЦ 2017 г. Однако вместо участия в них, и тем более самостоятельных вылазок в стан противника – например, сепаратных переговоров с главой УАПЦ и руководителями крупных епархий УПЦ КП, митрополит Онуфрий занимал позицию наблюдателя. В результате, возвращаясь к началу текста, вместо человека к которому приходят «решать вопросы», он превратился в личность, которую в лучшем случае игнорируют, а в худшем и наиболее распространенном случае – в мальчика для битья. Как ему живется в этой роли – Бог весть, но возглавляемой им структуре от этого точно не лучше".