
Под катом видео с озвучкой очень интересной брошюры 1919 года - об отношении большевиков к христианам-протестантам (Скачать брошюру. Об авторе). Большевики считали протестантов полезными для дела революции (как пример трезвости и добросовестности в работе). Единственная претензия у большевиков к протестантам, что те против революционного насилия.
Мой коммент к видео:
В этой брошюре, под сектантами понимаются протестанты (в православные, т. а. адепты государственной церкви РПЦ, совершено справедливее исключаются из рассмотрения, ибо у них нет опыта общинной церковной жизни и самоуправления). Далее под христианами я имею в виду все христианские конфессии, кроме гос.православия РПЦ. Интересный момент в том, что христианская теология с тех пор (начало прошлого века) сильно поменялась в части отношения к справедливому насилию. Возникло целое направление в богословии "Теология освобождения". По мнению её адептов, силе можно противопоставить только силу. Они считают, что в современном мире нет выбора между насилием и ненасилием, а есть выбор между двумя формами насилия. Единственная возможность, которая у христиан есть, это решить, какое насилие они будут поддерживать — угнетателей или угнетенных. Нет возможности нейтралитета. Божественный промысел направлен на спасение всех людей от угнетения, поэтому каждый, кто верит в Бога, должен стремиться к освобождению, в том числе при помощи политических действий и революций. У католиков эта теология более популярна, чем у протестантов. Причина - уровень жизни. Вся Латинская Америка, да и Южная - это страны католические и небогатые. Поэтому революционные идеи там популярны. А вот у сытых западных протестантов философия кота Леопольда "Ребята, давайте жить дружно". Надо бы нынешним российским протестантам присмотреться к "теологии освобождения". На данный момент они не знают, как с точки зрения учения Христа оправдать справедливое насилие над угнетателями народа. На самом деле, зацепки для оправдания - в Евангелии есть. Там Христос применяет насилие к торговцам, изгоняя их кнутом. Потом, Христос советует своим ученикам, идти проповедовать, но прежде купить себе мечи (Лк 22:36), и конечно, не для того чтобы лук резать.