timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Чудо



В редкой книге "Антирелигиозная фильма" (1930 г), скан которой опубликован в блоге asnecto, есть упоминание о рассказе Александра Серафимовича "Чудо". Приведу этот рассказ здесь. Он маленький но интересный, просто небольшая зарисовка из народной жизни. Речь в нем о темном и доверчивом российском народе, и о традиционном промысле православных попов - мошенничестве.

"В январскую стужу, привалившись к задку саней, ехал казак Наумыч в станицу. Вдруг Наумыч натянул вожжи. Лошадь стала. Шагах в десяти от дороги пар шел. Слез Наумыч, идет, проваливается по сугробам. Чудеса! В ложбине чернеет живая вода, снег кругом мокрый, а в воде лягушонок плавает — оттаял.
— Али наваждение?..— перекрестился Наумыч. Знает — кругом верст на двадцать капли воды нет, степь сухая, как кирпич, и от мороза даже воздух оледенел.
Побежал назад, ввалился в сани и погнал лошадь. А в станице — прямо к попу.
— Так и так, батюшка, нонче мне наваждение в степе было, благословите. Двадцать годов езжу по этому самому месту, капли-росинки никогда там не бывало, и называется Сухой Лог, кругом мороз, а тут прямо живая вода, а в ей лягушонок плавает.
Поп сунул ему в губы волосатую руку, выслушал, да как заревет боровом:
— Мать, дай ему стакан водки! Да вели Николаю запрягать вороных. Пошли за дьяконом, за дьячком, приготовьте облачение… А ты, мать, полезь на подловку, там в углу навалены иконы, выбери какую постарей божию матерь, почерней какую…
Через полчаса поп в новой енотовой шубе, с ним здоровенный, похожий на быка дьякон — в волчьей, и в пальтишке не попадавший зуб на зуб дьячок — быстро ехали на паре сытых вороных в степь. Вот и ложок, и пар от него идет. Глядь, а с другой стороны на паре гнедых тоже трое жарят: поп с дьяконом и с дьячком из хутора,— пронюхали, канальи.
Подскакали разом, выскочили попы да к воде с иконами. И стали друг дружку пихать…
Вцепились друг другу в бороды. Дьяконы из саней на помощь поспешают. Быть бы большому бою, да бегут кучера, кричат:
— Батюшки!.. Батюшки!.. Народ едет
А народ действительно ехал: со всех сторон зачернели сани. И как это быстро весть о чуде облетела станицу и хутора!
На другой день народу привалило еще больше. Везут безруких, с хромых, слепых, иссохших, измученных, падучих, порченых, кликуш.
И все с умилением, со слезами пьют святую воду и прикладываются к двум явленным иконам.
— Матушки, царицы небесные! Да как же вы нас сподобили, недостойных?! Хучь бы одна, а то сразу две — преподобная Одигитрия да казанская божая матерь…
А около попов растут кучи денег, печеного хлеба, яиц, сала, овчины, мешки с пшеницей.
Так тянулось целых четыре дня. Измучились попы, до седьмого поту трудятся. По области, по станицам, по хуторам слава пошла о двух явленных и как они исцеляют болящих.
На пятый день приехали на двух санях рабочие, хмурые, черные от въевшегося металла и масла. Вылезли, достали инструменты, подошли.
— Ну, будет вам тут турусы разводить… Вскинулись попы и молящиеся:
— Вам чего надо? Тут явленные матушки, царицы небесные — Одигитрия да казанская…
— Ма-атушки!.. По матушке бы вас всех… Ишь, сколько воды нашло. В станице, почитай, водопровод стал, без воды все сидят. Труба лопнула, а вы воду лакаете, да еще с водосвятием. Ну, пущайте, некогда нам тут с вами…
И принялись за работу. Развели костры, оттаяли землю, вырыли колодцы; открыли водопроводную трубу, заменили лопнувшую часть новой, опять засыпали землей и уехали.
Вскоре поднялась метель, все бело сравняло, и опять в степи стало тихо, безлюдно".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment