timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Categories:

Как попы дурят верующих. Часть 1



via voencomuezd
О-о-о-о-о-о-о-очень длинная подборка сообщений из "Вологодских известий"/"Красного севера" о популярном тогда методе антирелигиозной пропаганды - разоблачения т.н. "нетленных мощей". А также о попытках попов самооправдаться и что из этого получилось.

Как дурачили народ.
(Наши мощи).

Разоблачение «мощей» разных «святых» приобретает в последнее время характер эпидемический.

Еще только на днях у нас сообщали о непредвиденном казусе с «мощами» Артемия Праведного, которые на поверке оказались смесью из кирпича и гвоздей.

Tenepь такой же казус произошел с «мощами святителя» Тихона Задонского в Задонске.

Эта низкая спекуляция на религиозных чувствах народа становится еще отвратительнее, если принять ко внимание исключительно вcepоссийскую популярность мощей Тихона Задонского к Задонского монастыря, где они находились.

Целые потоки паломников стекались со всей России, путешествуя месяцами, тратя последние сбережения, чтобы поклонится «мощам» Задонского «святителя».

Когда 28 января в монастырь явилась комиссия из представителей местного исполкома, членов партии и врачей и потребовала освидетельствования мощей, для того, чтобы установить, их нетленность — монахи запротестовали. По их словам, нетленность мощей была установлена в 1861 г. (при открытии). По настоянию комиссии, монахам пришлось уступить. Гробница была открыта. Иеромонах Иннокентий снял митру и присутствующие увидели что-то наподобие забинтованной головы. Распороли повязки, которых было несколько рядов и под последней повязкой увидели вату. Под ватой же нашли обыкновенный человеческий череп, полуистлевший и рассыпавшийся при прикосновении.

При снятии покровов с ноги были обнаружены: сначала сандалии, под ними белые шелковые чулки, затем женский черный полуботинок из материи, искусно пригнанный к ступне, и, наконец, сама нога… из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками. Внутри картона оказалась вата, даже костей не оказалось (забыли видно положить).

Бедные отцы как видно не обладают медицинскими познаниями и бедренная кость была обращена к коленной кости не настоящим своим концом, т. е. кость была перевернута.

Туловище состояло из ваты, остатков костей и тряпок, увязанных бинтами. Руки были сделаны также как и ноги, из картона, набитого ватой, но на одной руке оказалась перчатка, а в картоне другой руки — несколько косточек. Все составные части «мощей»: кости, вата, тряпки, картон – были тщательно собраны и сфотографированы.

Нижняя састь гробницы (рака) тоже была вскрыта и в ней оказались… свежие стружки. Монахи стремились помешать вскрытию. Один из них обжег свечою часть «внутренностей» — ваты, которой сгорело около фунта. В городе открытие обмана «отцов духовных» произвело большоe впечатление.

У монастыря образовались громадныe очереди жителей города, спешащих увидеть те тряпки, к которым они прилагались в течении многих лет, и от которых ждали чудес.

И.Ц.И.К.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №30. 8 февраля 1919 г.

Еще о «святых» чучелах.

Редакцией получено следующее письмо:
В 1909 г. я работал на фабрике золотых и серебряных изделий И. Ф. Тараборова (Б. Дворянская ул., с. д). В то время на фабрике делались две гробницы для Ефросиний Полоцкой и Дмитрия Ростовского. Когда была готова гробница Дмитрия Ростовского, весящая 12 пуд. с фунтами чистого серебра, то в это время на фабрику был прислан неизвестно откуда громадный ящик. По окончании дневных работ на фабрике хозяин И. Ф. велел нам прийти поработать вечером в числе 5 человек, которые работали по отделке гробницы, в том числе и я. По приходе вечером на работу хозяин уже открыл упомянутый ящик и, когда мы подошли ближе, то к своему удивлению увидели в ящике гипсовую или на подобие гуттаперчи фигуру, одетую в полное облачение с евангелием и крестом в руках. Лицо и руки белые, черная борода. Полный рост человека. Вся эта фигура наклеена на толстом бархате, плечи стёсаны, чтобы плотно прибегали к бархату. В гробнице сделали решетку, настелили ваты и уложили это чудовище с бородой, края бархата закрыли серебряной рамкой, запаковали в ящик и отослали в Ростов. Там в то время было перенесения этих мощей в Ростов. Это было в июне 1909 года».

Вагоновожатый Ал-к. Ив. Аксенов.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №49. 2 марта 1919 г.

Как производить вскрытие мощей.

По поводу вопроса, возбужденного Тверским губисполкомом о необходимости издании общего циркуляра, регулирующего вскрытие мощей, коллегия народного комиссариата юстиции вынесла следующее решение: «Ввиду установления ил местах вполне организованного порядка вскрытия и поверки мощей применительно к местным условиям (по постановлению съездов, советов, губисполкомов, но всегда в присутствии представителей от служителей культа и врачебного персонала), особого циркуляра по этому поводу не издавать, предоставив инициативу на местах; 2) для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами предложить губисполкомам по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, от крытые раки со всем содержимым после описи передать распоряжением губисполкомов для направления в местные музеи, в отделы церковной старины.

Ввиду предполагаемого вскрытия мощей в одном из губернских городов местная ликвидационная комиссия церковных и монастырских имуществ запросила народный комиссариат юстиции по поводу необходимости участия во вскрытии кощей неофициальных представителей.

По этому поводу губернской комиссией 8 отделом были даны следующие разъяснения:

«Вскрытие мощей, производимое в местах по инициативе самих рабочих, необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких «мощей» не существует, и при этом ясно для всех вскрываете многовековой обман служителей культов, а также и спекуляция эксплоататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы.   Уклоняться от участия во вскрытии мощей комиссии отнюдь не следует. Наоборот, её участие в этом акте должно гарантировать соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Комиссия должна соблюсти, чтобы вскрытие «мощей» было произведено в наиболее благоприятное для этой операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-нибудь особенного скопления в монастыре молющихся. Для участии при акте вскрытия необходимо пригласить представителей по возможности от всех отделов губисполкома, представителей от горисполкомов, от губернского комитета российской коммунистической партии, от рабочих организаций, от волостных совдепов и пр. Кроме того, при вскрытии должны непременно присутствовать врачи, которые и составят за своими подписями особый акт медицинского освидетельствования всего содержимого в раке. Самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч. содержимого в раке) необходимо поручить представителям духовенства, которые должны быть обязательно привлечены к осмотру «мощей», лучше всего во главе с местными епископами. Под актом осмотра мощей подписи служителей культов крайне важны. Было бы также полезно пригласить на вскрытие «мощей» операторов с кинематографическим аппаратом, и самый процесс вскрытия запечатлеть на особой ленте:

И.Ц.И.К.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №62. 20 марта 1919 г.

Вскрытие мощей в Вельском уезде

3 марта сего года Вельской уездной коммунистической конференцией было решено вскрыть мощи «преподобного Прокопия», находящиеся при одной из церкви Бестужевской вол. Для этого на место выехала комиссия в составе трех врачей и представительства от организаций. Приехавший корреспондент, присутствовавший при вскрытии, рассказывает следующее. Прибыв на место, комиссия предложила местному причту созвать граждан отслужить службу. Собрались прихожане. Обряд богослужения был совершен, а затем было приступлено к вскрытию кощей. По вскрытии оказался высохший труп без носа, без ушей, на месте где должны быть глаза, оказались впадины, туловище частью изъедено червями и похоже на дерево, выточенное червями. Труп, по определению врачей, человека мало развитого сохранился в таком виде благодаря почвенным условиям, где он был когда-то зарыт. Сверху «святой» был накрыт 8-ю пеленами, снизу ватой высшего качества и холстом. Несмотря на давность существования мощей, вид ваты и холста свежий. Труп был закапан воском. Поп, служивший у мощей, признался, что мощи через каждые два года, тайно от всех, обкладывались свежим холстом и ватой. Впечатление от вскрытия мощей на присутствующий произвело колоссальное впечатление, обходившие все углы России на поклонение мощам, ругаются и говорят, что теперь довольно в мощи верить. О молодых говорить не приходится. По освидетельствованию трупа врачами был составлен акт. В свою очередь и духовенство дало свое заключение о мощах, видя что труп подвергался разложению, сказало: «Мощи бывают тленные и нетленные». Дьяк же, махнув рукой сказал: «Ну, теперь в мощи я не верю».

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №63. 21 марта 1919 г.

Черная ложь.
(К вскрытию мощей «угодника Прокопия Праведного»).

Около 300 лет назад, в нашем уезде, в селе Бестужеве, раскинувшемся на гористой живописной местности по берегу быстро катящей свои волны реки Устья, — были открыты «мощи» так называемою Прокопия «праведного» — кстати будет сказано, не имеющего ни роду ни племени, и не оставившего в летописях церкви о себе более или менее подробных сведений, а также и не оставившего ничего того, что могло бы хоть намеком говорить о его жизни и тех деяниях, которые возвели его в степень «угодника» и создали ему такую широкую славу, которая привлекла к себе слепцов земли и которые целых три века тащились к нему чтобы «приложиться» и приложить «лепту» свою.

Из летописей церкви видно лишь одно, что он «угодник» открыт лишь только потому, что будто бы какой-то «женщине» — суть психопатке, если это не лишено истины, приснился и о чем то «просил».

Далее, таким же способом «явился» во сне к какому-то больному и просил, — надо заметить, уже определенно и настойчиво — вырыть его, сделать ему гробницу, помолиться, отчего больной в случае исполнения просьбы — будет «немедленно» «исцелен», — ибо он, Прокопий (до сего времени имя его было покрыто мраком) —есть «святой угодник».

Вот все то, что видно из летописей и это только и послужило к его открытию и возведению в разряд премированных «угодников».

Был сооружен ему кипарисовый гроб, в котором и ныне покоится еще то, чего не успело разрушить время и сравнять с землею.

Более веских и точных, а равно и осмысленных сведений о «праведнике» нет — за исключением разве дюжины-полторы тех «чудес», которые им были «совершены» и которые весьма кругленьким почерком и свежими чернилами записаны в книгу «чудес» и из них последнее относится, кажется, к фабрикации 1914 года и которое тоже построено на сне какой-то больной.

Говорить много об этих «чудесах» не приходится, — ибо они лишены здравого смысла, — полны смешных противоречий и их можно отнести в лучшем случае к банкротству рассудка писавшего их, в обыкновенном случае — к шарлатанству, которое по обыкновению преобладает во всех чудесах и их «исцелениях».
В общем, распространяться много не приходится, так как сам «праведник», а равно и его «чудеса», не выдерживают критики и вся черная ложь — вековая пляска обмана и надувательства больше чем очевидны.

Рушатся вековые устои обмана, трещат покровы по всем швам от ветхости и обнажают долго прятавшуюся ложь.

Целых три века пряталась и здесь ложь, манила к себе со всех сторон земли изуродованных слепцов, которые под гнетом рабства, насилия и горькой доли собственной беспомощности искали «спасение» и «облегчения» в страданиях своих.

Но вот пришли другие люди, но уже не искать спасения, не констатировать «чудес», a констатировать ложь, обнажить ее во всей наготе и показать всем слепым то надувательство, ту реставрацию, которая восстанавливались целыми веками в угоду Богу его сподвижниками-шарлатанами всех рангов.

И вот, 7,марта, в 10 часов утра, перед ракой, в которой покоился «угодник праведный», предстала комиссия из 22 человек, которая была командирована из гор. Вельска для восстановления комиссии. В числе комиссии три врача – т.т. Григорьев, Леонтьевский, Кириков и фельдшер т. Цыпняков, представители партии, исполкома и духовенства.

Церковь переполнена гражданами, в присутствии которых комиссия приступила к наружному осмотру серебряной раки, кстати будет сказано, имеющей чистого веса серебра 5 пуд. 10 фунтов.

По предложению комиссии, духовенством была поднята крышка раки.
Осмотром обнаружено, что рака имеет два дна.
Между верхним и нижним дном пустое пространство около 6 вершков. Для чего оно устроено, духовенство ответило — «незнанием»...
Нетрудно догадаться, что за этим «незнанием» кроются чисто атмосферические соображения, чтобы таким образом создать благоприятные условия для содержимого, т.е. покоящегося «угодника».

Рядом с ракой стоит заранее приготовленный стол, на который и извлекается деревянная гробница с «мощами». Из последней резко бросаются в глаза клочки белой ваты.

Гробница плотно закрыта бархатном покрывалом. Последнее снимается, далее тот же фокус. Снимается целых восемь таких покрывал, т.е. так называемых «воздухов», — все они шиты золотом и серебром. По снятии «воздухов» — видны тонкие кружева тюля и толстый слой ваты, из которой, можно предположить, были попытки сотворить что то вроде контура человека.

По снятии целой серии тюля, видна красная холстина простой ткани, в которую и завернуты  с  ногами и головою «мощи».

В области груди, холстина прорезана кружочком, тоже было и в предыдущих покрывалах, в это отверстие и виднеется почерневшей тюль и темное пятно, — к последнему прикладывались верующие.

Но вот, разматывается последняя холстина. Окружающие, среди которых немало тех, которые не однажды прикладывались к «угоднику», трепещут от любопытства, многие забрались на хоры, чтобы  скорее увидеть и узнать.

Развернули и «угодник» взглянул на всех зияющими дырами глаз.

Оскалена крупная челюсть, совершенно голый череп, ни единого волоса. Нос, уши, губы, пальцы ног отсутствуют, во многих местах обнажены засохшие кости и сухожилье.

В области живота несколько прогнивших дыр, на боку одна дыра достигает 4 вершка в поперечнике, все плечи разрушены и представляют из себя засохший скелет. Самая обыкновенная и плохо сохранившаяся мумия.

Когда «мощи» были повернуты на бок, то из отверстий посыпалась труха, разный перегнивший материал и по-видимому истлевшие внутренности, — даже каким-то «чудом» попала сюда измятая солома и много песку.

При осмотре тела, врачи обнаружили массу мясного червя в мягких местах под засохшей кожей.

Те места, на которые сохранилась засохшая кожа имеют темно-бурый цвет и пергаментную упругость. Производит впечатление закопченного сига — вызывают брезгливое состояние.

Несмотря на то, что тело совершенно мумифицировалось, т.е. высохло — под кожей в мягких частях его обнаружен сплошной мясной червь и бесчисленное множество личинок, которые высохли вместе с телом, предварительно источив его и утилизировав питательные соки.

В общем, «нетление» поддалось самому обыкновенному тлению и разложению при помощи разновидностей.

Из заключения врачей видно, что тело «угодника» разрушилось и поддавалось гниению, как всякое тело, но попавши в благоприятные условия почвы, мумифицировалось [и] засохло.
А это самое естественное явление.
Есть основание еще предполагать, что «угодник» обыкновенный утопленник, который был заилен водою в почву речного дна, которое высосало из него соки, способствовало его высыханию.

Вот и все то, что в покровах своих хранило 300 лет «загадку» и высасывало соки из живых, но искалеченных людей.

В заключение не лишне будет сказать, что присутствовавшее при вскрытии население было настолько поражено картиной разоблаченного шарлатанства, что и выразить не берусь.
Многие старухи, заглянувши в зияющие дыры остова «угодника» и увидевши червей, быстро уходили без оглядки.
Был слышен шёпот — «а молились, прикладывались»...

Остов «угодника» фотографирован и фотографии будут распространены ло всему уезду.
В заключение скажу, что «угодника» необходимо убрать возможно скорее, чтобы он не мог быть пущен на новую реставрацию новых «чудес» и раз навсегда дать понять реставраторам, что если они хоть заикнутся о «чудесах», то «да присохнет язык их к гортани их».

А.Вергановский.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №64. 22 марта 1919 г

О мощах «праведного» Прокопия Устьянского

Мне пришлось как врачу участвовать в комиссии при вскрытии и исследовании мощей праведного Прокопия из Бестужевской волости.

Судя по документам, находящимся в церкви, очень скудным к тому же в летописи и книге чудес видно, что жизнь Прокопав неизвестна, самое имя его получилось каким-то образом через сон одного из верующих. Петр Великий когда-то наложил резолюцию на ходатайство провозгласить его святым, «что рано еще». Потом один архиепископ (не помню его имя) на ходатайство о канонизации Прокопия, ответил священнику, приславшему ему описание 4-х чудес, чтобы тот не лез с такой мелочью, а если есть чудеса, пусть записывают в книгу.

Таким образом само духовное ведомство в липе своих высших представителей сомневалось в святости праведного Прокопия. Книга чудес содержит в себе наивные случаи исцелений каких-то богомолок старушек, шляющихся по монастырям, ремеслом которых является показывать все эти «исцеления чудесные», на себе, или это просто случаи припад-«падучей».

Подробно эти чудеса (их всего сорок четыре, и с 1914 года не было ни одного чуда) будут исследованы в Вельске с медицинской точки зрения Особой комиссией врачей, так как исследовать на месте не было времени и комиссией, в составе которой кроме представителей гражданкой власти, было четыре священника из разных волостей и представители медицины, три врача и заведующий отделом здравоохранения, свидетельствовали тело Прокопия, которое в последний раз, было освидетельствовано сто лет тому назад — в августе 1818 года.

При нынешнем осмотре, который был произведен в присутствии народа (было 300 чел.) и каменной церкви введению Воркожской. По вынутии гроба из раки, снятии всяких дорогих, шитых золотом по шелку воздухов и покрывал, под двухвершковым слоем ваты оказалось человеческое тело, у которого многих мягких частей не хватало. Отсутствовали: нос, губы, левое ухо, 2/3 правого уха и большие недостатки тканей в левом плече, на правом бедре, почти вся масса тела сгнила, а также вся поясница и нет пальцев у левой стопы и только два пальца на правой стопе.

Во всех этих разрушенных частях много набито засохших оболочек куколок от мясных мух. Ясно, что мясные мухи могли отложить яички только когда тело гнило и когда оно было на воздухе.

Но с другой стороны, действительно, все-таки многое в трупе осталось в целости: кости целы, так что когда вынимали их из гроба, тело не рассыпалось, на всей левой ноге сохранилась кожа, мышцы, кожа сохранилась частью на голове, груди, животе, правой кисти.

Но все это так неузнаваемо: кожа суха, в складках, присохла к костям, плотностью как пергаментная бумага, при надавливании трескается, продавливается. Внутренности в виде сухих листиков в несколько слоев присохли к передней брюшной стенке. В медицине такие случаи сохранности трупа известны, хотя и редки, например, египетские мумии древних фараонов или в далекой Сибири трупы якутских шаманов (жрецов), которые сохранялись сотни и тысячи лег. Дело в том, что, если тело человеческое похоронить в почве сухой, например, песчаной, известковой или другой подобной, которая жадно поглощает влагу, тело начинает терять влажность, все жидкие части испаряются, вытекают вместе с составными частями тела, тело начинает спадаться, кожа сморщиваться в складки, мышцы и проч. члена ссыхаются, тело становится легче и весит иногда одну пятую часть прежнего веса. Так случилось и с телом «праведного» Прокопия. Как видно и из летописи, тело его приплыло откуда-то и было похоронено на горе. Ясно, что тело Прокопия, которое мы видели в Бестужеве на столе в церкви, сначала подверглось самому обыкновенному гниению, на что указывают недостающие части у трупа и масса куколок от мух, а потом труп попал в другие условия, благоприятные, как я указывал выше и стал высыхать и превращался в мумию. В древности люди строили себе богов, верили им и поклонялись, приносили жертвы истуканам, а также и сейчас, сознательные массы верят в ложную святость мощей и их нетленности.

Но вы, сознательные товарищи крестьяне, должны понять, что мощи вообще ерунда, самообман; а тут еще кроме того, даже с церковной точки зрения, с Прокопием не все благополучно... ибо его тело подверглось гниению, а значит, оно нетленно.

А потому вам, товарищи сознательные, признанным к серьезному делу строительства государственной жизни, нужно малосознательных товарищей от этого предостерегать и разъяснять, что такое мощи и в чем их святость.

Примечание.  Необходимо везде последовать примеру тов. коммунистов Вельского у. и всюду разоблачать поповские обманы темной массы, верующей в святость мощей.
Врач Григорьев.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №72. 1 апреля 1919 г.

Шенкурский уезд
К раскрытию мощей

На заседании Шенкурского уездного исполкома обсуждался вопрос относительно раскрытия мощей Варлаама Важского. Этот вопрос был выдвинуты коллективом 1-го Северо-Двинского партизанского отряда. В целях разоблачения нетленности мощей постановлено обслдовать и мощи Варлаама Важского, находящиеся в Смотроковской вол., для чего и выделена особая комиссия в составе представителя от исполкома, комитета р. к. а., санитарного управления и др. Что выяснит обследование — покажет недалекое будущее. Во всяком случае можно полагать, что и здесь выявится наружу что было и с мощами Прокопия Устьянского.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №75. 4 апреля 1919 г.

НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ.

В числе средств особенно излюбленных господствующими классами для того, чтобы держать народ в темноте и невежестве и этим обеспечить его покорность, безропотность и повиновение, всегда была религия. А у служителей религии одним из лучших, одним из самых надежных средств для поддержания темноты и суеверия, а равно и для обдирания верующих били, так называемые «нетленные», «чудотворные» мощи.

«Нетленными мощами», как показывает самое название, называется неиспортившиеся, неразложившиеся, неистлевшее тело человека. Кости вообще очень медленно подвергаются разрушению. Они очень долгое время могут пролежать даже в земле. При раскопках находят часто кости людей и животных, пролежавшие в земле не одно столетие. И тем не менее никому не приходит в голову видеть в этом какое-то чудо, а костяные остатки какого-нибудь мамонта назвать «нетленными мощами». Нетленными мощами можно назвать только такие остатки человека, в которых сохранилось то, что должно было быстро истлеть, т.-е, тело его.

«Мощи» были во времена самодержавия таким  доходным предметом, что каждый монастырь, даже самый завалящий, старался завести у себя какие-нибудь нетленные мощи.

За последнее время было произведено вскрытие и освидетельствование многих таких мощей. Результаты всегда получались одни и те же. Вместо нетленного тела «святого» находят кое-какие кости (между ними находились иногда и лошадиные), вата, кирпичи, женские чулки и т. п.

17-го марта происходило вскрытие мощей Саввы Сторожевского, находящихся в Звенигородском монастыре. Вскрытие происходило в присутствие представителей от уездного совета, духовенства и представителей населения. Результаты вскрытие были занесены в протокол, подписанный врачом и присутствовавшими. «Мощи» были сфотографированы.

Передо мной лежит эта фотографии и копия протокола. Из нее видно, что и мощи Савеи Зненигородского оказались не лучше и не хуже других. Найдена была, как выражается протокол, «кукла» из ваты. Когда «куклy» распороли, в ней не нашлось никаких остатков «нетленного тела». Найдены были всего 33 кости, да и те сильно разрушившиеся. Некоторые кости настолько потеряли свою форму, что врач не мог определить, что это за кости. Другие были пареломлены (напр. нижняя челюсть, локтевая кость). Многих костей совсем не было. Не нашлось напр., костей таза, одного бедра, половины ключицы и большинства ребер.

Но за то среди «мощей» оказались две денежные марки: одна в 20 коп., а другая в 10 коп. Денежные марки готовились только во время войны. Это показывает, что для монахов отсутствие «грошей» и наличность вместо них ватной «куклы» совсем не были тайной. Они время от времени зачем-то вскрывали мощи и во время одного из таких вскрытий обронили там пару марок.

Еще одна разрушенная легенда. Еще одни развенчанные мощи. Но как много и марок из серебра и золота помогла эта нетленная ватная кукла перекачать из карманов верующих в карманы монахов. За долгие годы кукла сделала свое дело.

Я. Мещеряков.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №76. 5 апреля 1919 г.

Попы и кости.

Патриарх Тихон в «доверительном» послании к епархиальным архиереям от 17 февраля дает руководящие указания, какую позицию надлежит занять духовенству в связи с громким скандалом разоблаченных мощей.

Оказывается, по авторитетному разъяснению главы православной церкви, никакого скандала и нет: нет ленные тела — это, дескать, одно,— «останки святых угодников Божиих сохранившиеся в виде костей, не облеченных плотью», — совсем другое. Однако «по примеру и завету» греческой и восточной церквей и кости подобает «прославлять благоговейным почитанием»…

Какова должна быть форма этого прославления, об этом «смиренный» Тихон дипломатично умалчивает, Ограничиваясь констатированием факта: «усердие верующих соорудило и для таковых честных мощей драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела»... И все это было, по словам патриарха, «лишь благочестивым народным обычаем».

Виноват во всем, стало быть, сам глупый народ, — слишком перестаравшийся в своем усердии? Можно подумать, что святейший патриарх едва-едва удерживает готовую сорваться с его благочестивейших уст поговорку
Заставь, мол, дурака Богу молиться, — он лоб расшибет!

И вот начнут теперь попы в своих проповедях и разъяснениях разводить на эту тему соответствующие бобы.

Но как ни темна верующая масса, она не забудет, что именно не другой кто, как сами позы, монахи, архиереи — все духовенство в целом — укрепляли народ в его искренней уверенности, что под покрывалом, наброшенным поверх мощей, отнюдь не невинная «оправа, иногда по подобию человеческого тела», а само сущее «нетленное тело»...

Конечно, и «нетление» мощей — чепуха, — но уж костям-то «благочестивый народный обычай» покланяться отказался бы, — как отказывается он и сейчас.
Да что народ — его дело темное, неправда будто какие-то «заветы» освящают почитание костей... Уж кому как архиереям не знать назубок все «заветы», а между тем, когда понадобилось «по соображению высшей политики, Николаю II открыть новые мощи — Серафима Саровского, и в его гробу нашли только ногти, Тамбовский епископ отказался признать находку за мощи и заявил с непривычным для архиерея непослушанием:
– Окромя трухи я ничего не видал.

Как видно, и для пароля и для князей церкви кости хотя бы и больших угодников, были всегда не более, как «трухой»... И то, что эта «труха» располагается, как выспренне выражается послание, «в подобающих облачениях», никакой «святости» им еще не придает.

Подобающее облачение? Это — картон, вата, тряпье, гвозди, кирпичи, женские башмаки в мужской раке?

Да святой владыко, — был с вашей стороны превеликий обман. Народ темен, это верно, — но народ не знал что вы подсовываете ему кости.

А вы знали, — как это явствует из вашего послания.

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №84. 16 апреля 1919 г.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments