timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Category:

"Православная культура" в натуре



Дьякон и богослов Андрей Кураев написал отзыв об акции художника Петра Павленского, который
прибил свои яйца к Красной площади. Собственно, "отзыв" Кураева состоит из одного ругательного слова: "мудак". Что ж, вполне "достойно" для профессора-богослова и для автора школьного учебника по ОПК. К отзыву этому, в виде гарнира, Андрюша прицепил вот такую околоискусcтвоведческую компиляцию (под ней моё послесловие):
"В праздновании Дня советской милиции, традиционно отмечаемого в Кремлевском дворце съездов концертом с участием И.Д. Кобзона и других мастеров искусств, в этом году был отмечен также и деятелями современного искусства и тоже в непосредственной близости от стен древнего Кремля. В честь профессионального праздника товарищей милиционеров талантливый молодой художник П.А. Павленский совершенно в натуре вышел на Красную площадь и пригвоздил свои тестикулы к кремлевской брусчатке.



Сын писательницы Л.С. Петрушевской, талантливый художественный критик Ф.Б. Павлов-Андреевич восторженно воспел молодое дарование: «Мне кажется, это моментально оказалось в истории искусства. Бывают моменты, когда четко знаешь, что случилась история, учебник написался на наших с вами глазах… Петр занимается акционизмом. Акционизм – жанр, которым занимались разные художники, которые работают в "аутрич", то есть они идут в народ и делают что-то на улице, в публичной сфере, творят какие-то вещи, которые потом должны отзываться архитектурой, геометрией. Этот жест настолько многослойный, что будет расшифровываться долго», а маститый куратор Е.Ю. Деготь сравнила П.А. Павленского с мучениками времен Римской империи: «Я возвела бы это к особенно сильной в России культуре святых и отшельников раннего христианства, возводящей на пьедестал страдание и самопожертвование».




Не менее отзывчивы оказались и товарищи милиционеры, которым, собственно, П.А. Павленский и предназначал свой красочный подарок к их профессиональному празднику. Поскольку в ноябре уже довольно холодно, они обратились к художнику с участливым «Никак ты, бедняга, продрог» и укутали его в теплое одеяло. Затем вызванные ими осторожно отсоединили гениталии П.А. Павленского от брусчатки и повезли его в медпункт, где, к счастью, выяснилось, что они (гениталии) совершенно целы и здоровы и могут отзываться архитектурой и геометрией. После чего художник отправился восвояси.



Художественная акция вызвала многосторонний интерес, в частности, внимание публики привлекли вопросы строительного сопромата. Известно, что брусчатка старинных итальянских городов скреплялась столь прочным раствором, что от времени гранит истирался, тогда как швы с ходом веков только крепчали, так что мостовая делалась похожей на вафельницу. Это знание порождало естественное любопытство, как же П.А. Павленскому удалось вбить гвоздь в столь прочную каменную основу – ведь, вздумай он таким образом почтить, положим, флорентийскую полицию на пьяцца делла Синьория, без шлямбура ему было бы не обойтись.



Очевидно, строительное мастерство ныне утрачивается, и нынешний раствор, возможно, испытавший сильное недовложение цемента, легко протыкается с помощью обычного молотка. Другим вопросом был вопрос терминологический: как называть часть тела художника, скрепленную с мостовой. Слово «тестикулы» многие узнали впервые, а «м…де», как выяснилось, устарело и не так уже употребительно (хотя словесный образ «у художника железные м…де» глубок и многозначен), поэтому в выборе подходящего термина публика колебалась между гениталиями, мошонкой и яйцами. Самое странное, что никто не вспомнил исконного термина «удесные близнята». Вероятно, это было вызвано опасением вызвать справедливый гнев художественных критиков – «Вишь, какой затесался сюда ретроград! // Отсталой он, то видно по speech'у, // Запрещать хочет нам outreach'и». - Максим Соколов



В заявлении художник объяснил свои мотивы: "Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи".



Отметим, что подобное легкое членовредительство - довольно распространенное явление в местах не столь отдаленных. Заключенные прибегают к нему, чтобы временно избежать, к примеру, этапирования. Мошонку гвоздями прибивают к нарам или к полу, не задевая при этом самих тестикул.
Павленский известен своими громкими акциями протеста, связанными с увечьями. 3 мая он лег у здания законодательного собрания Петербурга нагой и обмотанный колючей проволокой. Акция "Туша" символизировала "существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида". В июле прошлого года Павленский провел акцию в защиту осужденных участниц Pussy Riot. Он зашил себе рот и встал у Казанского собора".

P.S.
"Перфо́рманс - (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя."
(Википедия)
Если акция Павленского и непонятна Кураеву, то зачем же стулья ломать хамить и оскорблять художника? И этот человек (т. е. Кураев) написал учебник о православной культуре. Акция Павленского не какая-то неслыханная новость или непотребство. Аналогичные акции художники проводят давно, да и не только художники. Например, христианские святые делали перформансы и похлеще:



В общем, акция как акция, но на любителя. Мне такое искусство не нравится, но это конечно искусство, поскольку художник представил эту акцию именно как искусство. Если зритель соглашается с таким представлением, или же по-иному интерпретирует данный перформанс (но признает его искусством), тогда это искусство, а не хулиганство, не глупость, не бессмысленный эпатаж.



Для человека умного и грамотного, эта акция по-любому является искусством. Потому-то и непонятна реакция Кураева, который, вроде бы, человек грамотный и не глупый.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments