timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Categories:

Церковная тема в русской живописи


via uglich-jj

Под катом несколько картин, связанных или по сюжету или по деталям - с темой церкви, религии.


Николай Орлов. Освящение водочного магазина. 1904 г.


Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.

g
Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.


Лев Соловьев "Монахи. Не туда заехали" (1870-е гг),
Сюжет юмористический - монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.


Иван Владимиров. "Реквизиция церковного имущества в Петрограде". 1922 г.


Елена Доведова. "Шлиссельбургский узник". 2010 г.
Сюжет картины: царь Иван VI (1740-1764) в неволе. В борьбе за власть Романовы превратили ребенка-царя Ивана VI - в Маугли, даже хуже, Маугли хоть на природе жил. Заточение для четырёхлетнего Ивана началось в 1744 году, с дома архиерея города Холмогоры. Архиерей, видимо, был такой же, как нынешние, т. е. без стыда и совести.


Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.


Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.
"Славильшики" от слова "славить". Трое городовых пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.


Василий Шульженко. "Сортир". 1991 г.
Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир - это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке. В лучшем случае юмор тут - это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где "пьедестал" для очка, есть подпись: "Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.".



В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент - небольшое окошко вверху, символ надежды.



Там - небо, свет, голубые купола, а выше надпись: "Суки вы все хочу в Америку". А ниже: "Сосу с 5 до 6-00". У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.


Игорь Симонов, "Второе пришествие", 1991
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.
Лица... Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, нужно минимум 2-3.



Гелий Коржев. "Адам Алексеевич и Ева Петровна". 1997-1998 гг.
Аллюзия к библейским Адаму и Еве. Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шульженко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм - люди утратили человеческий облик и сами это понимают.


Николай Терехов. "Бомжа", 1995 г.
Еще молодое лицо, и набор странно смотрящихся вместе, случайных и вместе с тем неслучайных предметов: топор, икона, бутылка спиртного... И – цветы, совершенно неуместные у бомжихи, напоминающие, что перед нами женщина.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments