?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Религия радости?



via asnecto (Фб)
В продолжение разговора о загадке русского восприятия христианства. Практически каждый раз, обращаясь к русской иконописи, обращаешь внимание на особенность выражения лиц. Они суровы, печальны, скорбны, строги, трагичны, задумчивы, просто никакие (особенно на новоделах), НО, НИКОГДА! - радостные, светлые, веселые. А ведь это святые, т.е. особо приближенные к богу: Николай Угодник, пророк Илия, Серафим Саровский, Сергий Радонежский. Казалось бы - вот оно - счастье! Цель всей земной жизни! Смысл существования человечества! Но посмотрите на эти лица - ведь они НЕ УМЕЮТ РАДОВАТЬСЯ. "Будьте как дети" - похоже, это не про них:



Вот и "женский ряд", за исключением одежды (женщины как-никак), похоже друг на друга как однояйцевые близнецы. Ведь в них не только радости нет, в них и женственности не найдете - мягкости, любви, незащищенности, трепетности:



Только, пожалуй, архангелы могут позволить себе не носить бороды и выражать на лице некие другие эмоции, кроме сурового и безрадостного уныния. Кстати, представьте себе, это три разных архангела! Но их лица - тоже напоминают клоны или просто срисованы под копирку:



Почему на иконе в принципе невозможно себе представить улыбающееся или радостное, счастливое лицо? Почему все человеческие эмоции им чужды? Ведь человек без эмоций - не человек. Даже животному доступны эмоции. Почему они не могут быть счастливы?

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
enilys
Jul. 4th, 2016 09:47 am (UTC)
Что автору не нравится? Вообще то иконы пишутся по византийскому канону.И никак иначе. И изображают там вовсе не людей. Это символы, образы..
timur_nechaev77
Jul. 4th, 2016 09:55 am (UTC)
Автору непонятно почему лица грустные? На иконы-то верующие смотрят, а не атеисты. Верующие и так верят, что Христос не мертв, в жив. Если это так, то в чем причина той похоронной тоски, которая написана на лицах святых?
enilys
Jul. 4th, 2016 10:32 am (UTC)
Это вопрос адресовать к искусствоведам надо. Почему в Византии сложился такой канон -не живых людей писать а их духовную сущность.Икона — это абсолютная отрешенность от земного. Это мир горний, а не дольний. В иконе Они никогда не стоят ногами на земле. Это все-таки проявление из некоего пространства, видение абсолютного и совершенного явления горнего мира. Причем что интересно по этим канонам изображаются в иконах только моменты триумфа или праздника. В иконах нет и половины сюжетов библейских историй в отличии от запада. Нет например избиения младенцев или сюжета расстрела Себастьяна.
timur_nechaev77
Jul. 4th, 2016 10:51 am (UTC)
Вопрос задан не с искусствоведческой, а с богословской точки зрения. Почему выражения лиц у людей в храмах (и у святых на иконах) - как на похоронах?

enilys
Jul. 4th, 2016 12:02 pm (UTC)
Вы не понимаете? Потому что это не люди а образы. Если они будут смеяться и веселится это уже будут не иконы. Изображается -духовность.Утонченность, аскетизм, отрешенность от земной юдоли. Так видели это в Византии. На западе было по другому.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

cinik_ru
Циник-ру
Website

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Comments

Powered by LiveJournal.com