timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Categories:

Секта "Белые голуби"


via aldusku, nnatalia257, mu_pankratov

В конце позапрошлого века в Олёкминский округ (Якутия) были отправлены сотни представителей христианской секты "Белые голуби", более известные как скопцы. Пытаясь сравниться с ангелами, эти люди подвергали себя чудовищному членовредительству - кастрации.



Цитата из книги Е. В. Пфиценмаиер "В Сибирь за мамонтом" (Очерки об экспедиции в Якутию, 1902 г): "Олекминск — важнейший торговый пункт среднего течения Лены. Непосредственно у Олекминска находится скопческое поселение. Первые достоверные сведения о русском скопчестве относятся ко времени Петра Великого. Секта эта преследовалась властями с самого своего основания, но несмотря на гонения, к 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч сноцов, скопчих и скопчат.



Основателем секты был крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Он проповедовал отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). А чтобы эти идеи осуществлялись не только на словах, но и на деле, происходил обряд кровавого «крещения» — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (груди, большие и малые половые губы).



Отрезание грудей «совершенно до костей» производилось до 1830-х годов; потом этот вид оскопления стал производиться реже, хотя и не вышел из употребления. Производилась и клиторэктомия. Известны примеры, когда изуродованные таким образом женщины благополучно рожали. Впрочем, по данным судебно-медицинской экспертизы, в большинстве своем скопчихи были девственны. Среди множества обследованных экспертами скопчих бывали и «очень красивые, румяные, цветущие здоровьем женщины». Само оскопление скопцы назвали "крещением огнем", а по совершении сего человек получает название "белого голубя", почитается уже "севшим на коня" и причисляется к Новому Израилю.



Оскопленных в детстве легко было отличить, у них развивался - высокий рост и не пропорционально маленькая голова к туловищу, длинные ноги и руки. Борода у скопцов росла плхо в связи с гормональным сбоем в организме. Главной Заповедью оправдывающей оскопление, скопцы считают слова Христа: "И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". Первоначально операция оскопления проводилась путем отжигания яичек раскаленным железом.



«Оскопление должно совершаться посредством железа, раскаленного до бела, коим отжигали у мужчин ядра, а у женщин соски», — доносили в Министерство внутренних дел. Для этого использовались два раскаленных меча, что ассоциировалось с фигурой креста. Впоследствии скопцы стали прибегать к режущим орудиям — бритве, ножу, косе, — но по-прежнему употребляли раскаленное железо для остановки кровотечения.



"Крещение огнем", у скопцов сочеталось с "крещением духом", то есть состоянием экстаза, которое достигалось во время молитвенных собраний - радений. В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли гнездами.



Так осуществлялся постулат Селиванова о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Сам Селиванов погиб в заключении в Суздальском монастыре в 1832 году. Его портреты есть в в каждом скопческом доме. Обычно Селиванов изображается в виде старца в темно-синей одежде с соболиной опушкой и с белым платком, повязанным вокруг шеи. Аскетические глаза строго глядят с худощавого, безбородого лица.



Портрет этот бросился мне в глаза, когда мы, по приглашению скопческого старосты, вошли в молитвенный зал скопцов. Там же висел и портрет скопческой святой - Акулины Ивановны, легендарной монахини времен Петра I, изгнанной из своего монастыря и, по слухам, также принадлежавшей к скопчеству. Далее мы увидали еще изображение апостолов Луки и Иоанна. Скопцы почитают их. Оба эти апостола изображаются совершенно безбородыми или с очень слабой растительностью на лице, и скопцы считают их первыми приверженцами своего учения.



У скопцов есть свои предания. Одно из них о том, что император Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая беседу Павла и Кондратия Селиванова "Христа скопцов", после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель
Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»



Другое скопческое предание гласит, что на тайной вечери Христос оскопил учеников; оттого они и не могли молиться в Гефсиманском саду, имея дух бодр, но плоть немощну, будучи ослаблены операцией. Иуда же, в то время как апостолы были убелены (оскоплены), женился (так понимают скопцы слово удавился).



Так как скопцы уже не могли плодиться, они использовали несколько способов вовлечения в секту новичков:
-Оскопление малолетних родственников,
-Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления,
-Оскопление за деньги,
-Пропаганда «чистоты».



Молитвенные собрания скопцов (радения) начинались с чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Вот описание такого радения. "Большинство участников являлось в белых одеяниях. Сначала один из присутствующих читал положенные молитвы, затем начинали духовные песни.



Припев подхватывался всей общиной, причем каждый из присутствующих в такт ударял в ладоши. Внезапно раздается возглас кого-либо из присутствующих. — О. дух, святой дух! Это восклицание служило призывом к пляске, к «божьей работе». Сначала все прыгали и кружились в общем хороводе, держа друг друга за руки, позже начиналось верчение в одиночку. Движения становились все быстрее и быстрее, и развевающиеся молитвенные сорочки шуршали, подобно парусам. Затем снова образуется круг.



Присутствующие становятся, глядя друг другу в затылок и, подпрыгивая, движутся по этому кругу. Затем «белые голуби», как они себя называют, ставши в круг плечом к плечу, начинают прыгать справа налево. Четыре или восемь человек становятся по углам помещения. Оттуда они прыжками поодиночке или попарно подвигаются к середине зала и таким же образом возвращаются обратно на свои места.



Танцы эти длятся до полного изнеможения, и, в конце концов, доводят скопцов до состояния экстаза. Основная молитва скопческих радений начиналась распевом: «Дай нам, Господи, к нам Исуса Христа», а заканчивалась: «Свет тобою спасен, Государь души пашей, на сырой на земле, на матушке, на кормилице»".



В отличие от старообрядцев, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя».



Деторождение называли причиной обнищания и разорения. «Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.»
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
«О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!»



Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
"Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас."



Урожайность скопческих полей в полтора-два раза превышала урожайность в других селениях Ленского тракта. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения (учтем и то, что сектанты не тратились на развлечения).



Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно гнездо вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Ф. Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении скопцов следующее: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни».



Скопческие дома производят очень опрятное впечатление. На окнах цветы. Самое селение с его чистыми улицами выгодно отличается от виденных нами до сих пор грязных приленскнх сел. Мы осмотрели хорошо оборудованные мастерские, лавки и мельницу. Перед домами разведены цветники и огороды. Скота скопцы не держат, так как их религиозные убеждения запрещают им употреблять в пищу мясо. Скопческая община на Лене насчитывает в общем сто девяносто три брата и восемьдесят две сестры различного возраста.



Все они — спокойные, тихие, мирно между собою живущие люди. Страсти, ссоры и вражда как будто совершенно отсутствуют среди них. Чувствуя свою отчужденность от прочих людей и хорошо сознавая, что им уже нет возврата в мир нормальных людей они тем более сплочены меж собой.



Но и между этими сектантами попадаются люди, с отчаянием несущие свой тяжелый жребий. Многие из них подвергаются обращению в эту секту еще в юношеском возрасте. С одним из таких сектантов пришлось мне познакомиться. На мельнице я застал управляющего ею двадцативосьмилетнего молодого человека.



Во время осмотра поселения он сопровождал нас вместе с несколькими скопцами. Его ясные ответы обратили на себя наше внимание. Он заметил у меня в руках цейссовский фотографический аппарат, которым мне здесь, к сожалению, не пришлось воспользоваться. Меня предупредили, что фотографированием я могу оскорбить братьев и сестер. Скопец, видимо, услыхал это шепотом произнесенное предупреждение и предложил мне зайти к нему в дом. Он хотел показать мне им самим оборудованное фотографическое ателье и собрание фотографий. Он сам соорудил камеру-обскуру со всеми необходимыми принадлежностями и обладал несколькими первоклассными аппаратами. У него даже имелся превосходный самодельный увеличительный прибор. А сколько великолепных снимков мне удалось у него увидеть! Все они были распределены по отдельным альбомам: ландшафты, изображения скопческих поселений, религиозные праздники, шествия и погребения. Во время последних сестры и братья несут к могиле открытый гроб.



Тут же находились и фотографии всех стадии „божьих танцев", вплоть до конвульсий их участников. Неужели вам разрешают делать эти снимки?— спросил я в изумлении. — Да! — отвечал он.— благодаря им, мы получаем новых братьев и сестер. Заметив мой все возрастающий интерес, он становился общительнее и шаг за шагом все больше углублялся в быт и нравы этих сектантов, видящих богоугодное дело в искажении человеческого тела. Его слова постепенно убедили меня в том, что этот человек презирал и ненавидел своих собратьев и воодушевлявшие их идеи. Но ведь вы сами скопец? — спросил я его, в конце концов. Он долго молча смотрел на меня и, наконец, ответил: Да, но не по своей воле... Эти преступники искалечили меня одиннадцатилетним мальчиком! Последние слова его похожи были скорее на стон. Он дрожал от охватившего его внезапного возбуждения. Он схватил новый, еще невиданный мною альбом...



Видите эти фотографии? Вот что делают скопцы из своих юношей и девушек! Что за ужасная картинная галерея развернулась теперь передо мной! Это были мужские и женские тела, снятые на различных ступенях увечья. — Вот она, моя пропаганда в пользу скопцов,— засмеялся он. Этот смех, прозвучавший высоким фальцетом, заставил меня содрогнуться. Только теперь я понял, что переживал этот несчастный человек. Эта история глубоко меня потрясла. Мое отношение, по видимому, тронуло его, так как он становился все сердечнее и подарил мне множество своих фотографий. Однако мне пришлось обещать ему сохранять их в тайне. Под конец он предложил мне чаю, так как ему хотелось еще услышать от меня о нашей экспедиции. В комнате, в которой уже шумел самовар, было чисто, но печально. Окна были украшены цветами. Мы быстро позабыли о нашем недавнем волнении. Правда, меня на минуту смутила появившаяся к чайному столу «сестра», но я быстро узнал в ней ту, чей портрет был показан мне наверху, в фотографическом ателье. Она налила нам чаю и нарезала прекрасного белого хлеба. На спокойном ясном лице ее не было видно следов страданий, но на всем ее существе лежал какой-то покров безразличия и тоски.



Вечером 1 нюня пароход доставил нас в Якутск. Проезжая через Олекминск семь лет спустя, во время своей второй сибирской экспедиции, я навестил своего старого знакомца. Мой бедный фотограф сильно изменился к худшему. Правда, благополучие его возросло, так как он стал совладельцем недавно отстроенной скопцами паровой мельницы, но как ужасно он выглядел: обрюзглый, ожиревший, он напоминал настоящего евнуха. Я спросил его о тихой девушке, ведшей когда-то его хозяйство. Лицо скопца омрачилось, и он лишь коротко мне ответил: «Ушла»
С 1881 года после ареста тогдашнего лидера скопцов Козьмы Лысина, их религиозная активность пошла на спад. Они стали превращаться в обычных крестьян. Последние скопцы скончались в конце 30-х годов. Так закончилась красивая сказка о том, что человек должен быть подобен ангелу".

P.S.
В самом деле, а как объяснить такую жестокую травлю скопцов со стороны РПЦ и государства, приведшую в итоге к полному уничтожению их общины? Не в том ли причина, что скопцы, жившие в стране рабов, демонстрировали свободу хотя бы в распоряжении своим телом? Конечно, сами скопцы такого смысла в свое членовредительство не вкладывали, в отличие от современных "идейных членовредителей".

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments