timur_nechaev77 (timur_nechaev77) wrote in cinik_ru,
timur_nechaev77
timur_nechaev77
cinik_ru

Про «Руский мир» и «Святую Русь»



Под катом полный текст статьи asnecto, а также список её публикаций в сообществе "Стоп-РПЦ".
==========================================
«Русский мир» (далее – РМ) – амбициозный цивилизационный проект Русской православной церкви (далее – РПЦ), призванный дать ответ многим глобализационным вызовам: утраты социокультурной идентичности, размывания ценностных оснований, размежевания некогда общего геополитического пространства. В конструкции РПЦ РМ – в первую очередь цивилизационное понятие: это «особая цивилизация» и «цивилизационное пространство», единство которого определяется Патриархом по факту крещения Руси в 988 г. Перечень оснований РМ включает в себя: 1) православную веру, 2) русскую культуру и язык, 3) общие взгляды на историческое прошлое и общественное развитие, 4) единая система ценностей. Кроме этого, РМ определяется как «русский способ жительства», поддерживаемый «общими государственными границами». Содержание, особенности и отличия «русского способа жительства» не раскрываются, поэтому в качестве основной характеристики представляется обоснованным выделить не столько «понятие» и «способ», сколько «пространство» РМ. Пространственное измерение требует определения уже не только духовных и цивилизационных, но и формальных границ, в контексте определения которых РПЦ активно использует понятие «канонической территории». Данное понятие было введено в терминологию РПЦ в связи с проблемами взаимоотношений с инославными конфессиями и нашло свое закрепление в официальных документах РПЦ, однако их трактовки нельзя назвать последовательными. Во-первых, они представляются спорными с богословской точки зрения, поскольку вселенский характер христианства не имеет национальных и государственных границ, о чем было заявлено Священным Синодом РПЦ: «Границы Патриархата необязательно должны совпадать с государственными границами... Патриархат есть церковно-каноническая реальность, образованная для поддержки единства и соборности входящих в него церковных структур» [1, c. 231]. Во-вторых, в разных документах заложены различные основания определения границ: согласно «Основным принципам отношения РПЦ к инославию» в качестве «канонической территории» обозначены «страны СНГ и Балтии», т.е. пространство бывшего СССР [2]. Согласно же статьи 3 Главы 1 Устава РПЦ, каноническая территория, помимо бывших советских республик, включает в себя страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Монголию и Японию, а юрисдикция РПЦ простирается также на всех «добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» [курсив А.С.] [3]. Исходя из приведенной трактовки «канонической территории РПЦ», границы РМ гораздо шире территории России. Ядром же РМ выступают «странынаследницы исторической Руси»: Россия, Украина и Беларусь. В этой связи необходимо разграничивать пространство «канонической территории» РПЦ и пространство «Святой Руси», синонимичными значениями которой в конфессиональной риторике выступают также «мир всея Руси», «Киевской Руси», «исторической Руси» [4]. Подобное отождествление является достаточно дискуссионным, поскольку в их основе заложены различные типологические основания. Так, если под «исторической Русью» подразумевается «Древняя Русь», следует принимать во внимание, что в научной исторической литературе наименования «Древней» и «Киевской» Руси были взаимозаменяемыми и подразумевали лишь одну из стадий раннегосударственного образования в период его развития с IX в. до середины XIII вв. Термин «всея Руси» представлял собой приставку к титулу русских великих князей и царей, получившую закрепление в официальных документах внутри государства ко второй половине XV в. В настоящее время его содержание не имеет пространственного измерения и используется лишь в обозначении титула предстоятелей РПЦ. Что касается «Святой Руси», то впервые это словосочетание появилось в русской литературе в XVI в., столетие спустя перейдя в фольклор и былинный эпос. В научной литературе актуализация термина связана преимущественно с осмыслением «Святой Руси» как базового понятия русской идентичности, т.е. ментальной категории, национального архетипа. Фактически рассматриваемый термин отсылает к идеальному образу (модели) исторического прошлого, также не имеющего каких-либо очерченных социальных, исторических или территориальных рамок. В определении Архиерейского собора РПЦ 2008 г. «О единстве церкви» «Святая Русь» формулируется как «Родина для всех нас, наше общее цивили- зационное пространство» [5]. Соотношение понятий «Святой Руси» и РМ было четко сформулировано Патриархом на открытии III Ассамблеи Русского мира:«Святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею [РМ – А.С.] известной фразой: “Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь”» [6]. Митрополит Иларион также отмечает единство прежде всего трех восточнославянских народов: «Святая Русь – это то историческое пространство, которое объединяет нынешние Россию, Украину и Белоруссию. Три славянских народа, разделенные ныне государственными границами, некогда составляли единый народ, и имеют общую историю, продолжавшуюся более тысячи лет» [7]. В то же время, отмечая объединяющую роль РПЦ, митрополит делает существенную оговорку что общее духовное пространство, помимо указанных стран, включает в себя «и целый ряд других стран», перечень которых, однако, не уточняется. Таким образом, «Святая Русь» в составе России, Украины и Беларуси является ядром РМ. Границы самого РМ тождественны понятию «канонической территории», закрепленному в Уставе РПЦ, т.е. распространяются на всю территорию присутствия «лиц православного исповедания». Помимо «Святой Руси», в более-менее очерченные границы РМ Патриархом включены Молдавия и Казахстан, а также «другие страны исторического пространства Руси». Кроме этого, РМ – это цивилизация, «распространившейся на огромные просторы Евразии», что также вносит коррективы в потенциальный охват ее границ. В приведенном контексте понятие «Святой Руси» уже представляет собой концепцию развития как внутри-, так и внешнецерковных отношений. В перспективе к стране РМ может быть отнесена любая страна, в которой русский язык используется как язык межнационального общения, развивается русская культура, хранятся русская общеисторическая память и единые ценности. В идеале РМ может стать подобием византийской цивилизации – именно это, по мнению Патриарха, и есть «высший, всечеловеческий уровень общественного бытия» [8].

Литература
1. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 22.10.1991 г. //Московский церковный вестник. – 1991. – №19. – С. 231.
2. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840. – Дата доступа: 09.02.2016.
3. Устав РПЦ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html. – Дата доступа: 09.02.2016.
4. Выступление Патриарха Кирилла на I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/. – Дата доступа: 30.04.2015.
5. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravoslavye.org.ua/. – Дата доступа: 14.02.2016.
6. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/. – Дата доступа: 09.04.2015.
7. Выступление митрополита Волоколамского Илариона, на открытии учебного года на Богословском факультете Южной Италии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hilarion.ru. – Дата доступа: 14.02.2016.
8. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Ассамблеи Русского мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1310952.html. – Дата доступа: 09.04.2015.

==========================================

Война, Гундяев и немцы
Шатание скреп, или быть разведенным – православно!
Хм...
Кому должен, всем прощаю?
Вот почему у некоторых из них, оказывается, нет совести
Тест на жадность
ПОЧЕМУ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НЕ БЫЛО АТЕИСТОВ
Российская Федерация - классовый враг православия?
Новая фишка РПЦ
5 марта умер Сталин. РЕЧЬ ПАТРИАРХА
Троцкий как лучший друг РПЦ
СВЯТЕЙШАЯ ТВАРЬ
То ли дебилы, то ли просто скоты...
Скорее! Две срочных новости!
ПАМЯТКА ГУНДЯЕВУ
ОТВЕТЫ ДОМОХОЗЯЙКИ
Ветвь дискуссии...
Наш вождь – Патриарх Кирилл! или немного из новостей науки
Бояться не смерти, а быть не застрахованным!
Новое сообщество атеисто...к
Аки церковная мышь...
25 тайных желания Гундяева
О БЛ*ДЯХ И МИТРОПОЛИТЕ
ДОХОДЫ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ПРИ ХРУЩЕВЕ
ОПК или Солженицын как эксперт в интимной жизни
Внимание - КОЩУНСТВО!
ДНЕВНИКИ НИКОЛАЯ II
КАК ПОПЫ С КОЛХОЗОМ БОРОЛИСЬ
АТЕИЗМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. Или что такое проституция в науке
Православная социология
ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
"ДУХОВНАЯ СКРЕПА"? или полное собрание православной мифологии
ГОСТ: Чмо отечественное, "православное"
<О дебилах и "верующих"/a>
Что такое чмо
Топ-5 возможных приговоров великим русским писателям за антицерковные высказывания
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕРКОВЬ?
О православных корнях советского безбожия
Подборка карикатур по Pussy Riot
КРИВАЯ ГУНДЯЕВА
ПРОСТИ МЕНЯ ГОСПОДИ, атеиста грешнаго...
Сложная тема... О Голодоморе и не только...
БОГОСЛОВСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ
Налог с милостыни
КАК В СССР ЦЕРКОВЬ ПРИТЕСНЯЛИ
Россия после Pussy Riot
Церковь и ремни безопасности
"Его превосходительству" Путину, или о переписке Алексия II с Ельциным и Путиным
Раковая опухоль православия
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ДУХОВНОСТЬ (заметки прокурора)
РПЦ и Николай II
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments